К многообразию устройств и функций современного автомобиля мы привыкли намертво. Более того, воспринимаем это потому что оно так преподносится производителями как достижения последних дней и затеи лучших умов. Так-то оно так, но схожие с нынешними идеи, идеи-прародители, появились куда раньше, чем Solaris или Mercedes E-класса. Скажем, пытаетесь вы припарковать машину, и диву даётесь, как же умудрялись проделывать это автолюбители прошлого, да ещё и на больших машинах. Mercedes-Benz в 1991 году с дебютом огромного S-класса в 140-м кузове нашёл, как помочь водителям. По углам кузова, аккурат над задними фонарями, выдвигались штырьки-ориентиры, отлично видные в салонное зеркало. Хромированные «габариты» поднимались гидравликой на 65 миллиметров через пару секунд после включения заднего хода. И убирались обратно, стоило водителю перевести рычаг АКПП обратно в режим D. На этой же модели появились складывающиеся электроприводами боковые зеркала. В 1994 году с обновлением S-класса на смену штырькам пришёл привычный датчик парктроника.
Лет пять-семь назад «умные» лампы головного света, направляющие пучок света в сторону поворота, предлагались только для люксовых машин. Сейчас их нет разве что на «гранте». Пращур этой функции был разработан ситроеновцами для «Богини» DS уже в 1967 году. Огни дальнего света подобием рулевой трапеции были механически связаны с рулём. Угол поворота ламп достигал 80 градусов. Кроме того, фары всегда светили строго по горизонтали независимо от того, разгоняется машина или «клюёт» носом при торможении. Система оказалась ненадёжной, и об управляемом свете надолго забыли. Но за множество инноваций и внешность легендарная DS на рубеже тысячелетий удостоилась титула «Автомобиль века». А были ли попытки упростить водителю ориентирование в незнакомых местах? Оказывается, да! Но речь не о традиционных топографических картах, а о далёком прообразе современного GPS-навигатора. В начале 30-х годов прошлого века итальянцы придумали Iter Avto коробочку со сменным бумажным рулоном определённого маршрута. Валики в механизме приводились в движение тросиком наподобие того, что шевелит стрелку спидометра. Это позволяло варьировать прокрутку карты пропорционально скорости авто. Нечто похожее (но уже с принципом радиолокации) видели те, кто ездил на советской военной технике. Выглядел Iter Avto так, что у фанатов киберпанка при его созерцании и сегодня текут слюнки...
Но не функцией единой жили конструкторы в «аналоговую» эру. Думали и о комфорте пассажиров. Американский инженер Уильям Вителей в 1884 году (за два года до создания первого автомобиля с ДВС Карлом Бенцем) для охлаждения салонов конных экипажей предложил использовать теплоизолированные ящики со льдом под днищем «кареты». Вентилятор, приводившийся в действие от вращения колёс, прогонял уличный воздух через лёд, обеспечивая пассажирам жарких штатов приемлемый комфорт. Расход льда у таких систем был что в вашем любимом баре пятничным вечером. Подобные эксперименты ставились более полувека, пока в 1939 году Paccard не выпустил первенца с автокондиционером. Правда, для его активации нужно было заглушить мотор и надеть специальный ремень на шкив компрессора кондиционера. Для выключения охладителя владелец проделывал обратную процедуру. На фоне всеобщей озабоченности здоровьем планеты в наше время всё более эффектно (жаль, что не эффективно) выступает электродвижимый транспорт. И далеко не каждый знает, что первая самобеглая коляска не имела ничего общего с двигателем внутреннего сгорания. Где-то в 1840 году (точная дата неизвестна) англичане Роберт Дэвидсон и Роберт Андерсон соорудили первый электромобиль, громоздкий и тяжёлый. Заряда в свинцовых банках хватало совсем на чуть, и конструкция была крайне ненадёжной. Но факт движения тележки без силы человека или лошади состоялся. А в 1899 году именно агрегат на аккумуляторах стал быстрейшим на земле. Бельгиец Камиль Женатци тогда разогнал свою машину до 106 км/ч.
И под занавес ещё об электрокарах но зайдём мы издалека. Принятый в Британии в 1865 году закон красного флага (Red Flag Act) предписывал перед каждым автомобилем засылать на полста метров вперёд человека с флагом озвученного колера в руках днём и таким же фонарём ночью. Он как бы извещал окружающих о скором проезде чадящего железного монстра. Видимо, этот пункт взяли за основу законотворцы в Теннесси (США). Тамошний свод правил разрешает женщинам управлять машиной, если только впереди бежит мужчина с красным флагом (куда же нам без автосексизма). Если хотите, эти люди служили провозвестниками автомобильного клаксона. Или в современном автомобилестроении аналогами звуковой имитации работы ДВС и выхлопа при езде на бесшумных электромобилях. Как на Tesla Roadster, например.